Средний танк Т-44 был разработан в КБ завода № 183 под руководством А. А. Морозова. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники. (Этот и все "культовые" советские танки показаны в документальном фильме "...И танки наши быстры!" Частично фильм снят Музее.) От Т-34-85 новый танк отличался устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа. Высоту силового отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой подмоторной раме. В итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм. Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, ведущего колеса заднего расположения с пятью роликами (зацепление гребневое) и направляющего колеса с натяжным механизмом. В ходовой части применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. Двигатель соединялся с пятискоростной коробкой передач так называемой «гитарой» — повышающим редуктором из трех цилиндрических шестерен с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи позаимствовали у «тридцатьчетверки». Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню (в целом подобную башне Т-34-85) в центр корпуса. На подбашенном листе освободилось место для люка механика-водителя, люк, как и шаровая установка курсового пулемета, был убран с лобового листа корпуса. В таком виде Т-44 успешно прошел фронтовые испытания, и его запустили в серийное производство на восстановленном танковом заводе № 75 (не путать с двигательным заводом, имевшим такой же номер!) в Харькове. В четвертом квартале 1944 года было изготовлено 25, а в 1945 году 880 танков этого типа. В 1946 году в связи с началом серийного выпуска танка Т-54 производство Т-44 прекратили. В боевых операциях Великой Отечественной войны танк Т-44 участия не принимал. В 1945 году на базе Т-44 в опытном порядке был построен танк Т-44-100, вооруженный 100-мм пушкой Д-10Т. Масса танка возросла до 33,5 т, на люке заряжающего установили зенитный пулемет ДШК, ходовую часть защитили 6-мм экранами. Серийно этот танк не производился, так как «на подходе» уже был Т-54. В 1944-1945 годах «Уралмашзаводом» на базе агрегатов Т-44 и Т-34 были построены и испытаны опытные образцы самоходок СУ-101 и СУ-102, вооруженные соответственно 100-мм и 122-мм пушками. ТТХ Т-44 Боевая масса, т 31,8 Экипаж, чел. 4 Длина, мм 7650 Ширина, мм 3180 Высота, мм 2412 Клиренс, мм 425 Броня, мм: 15-90 Лоб 90 Борт 75 Корма 30-45 Крыша, днище 15-20 Башня 120-90-75 Скорость (по шоссе), км/ч 51 Запас хода (по шоссе), км 300 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,73 Ширина рва, м 2.50 Глубина брода, м 1,30 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 Д В-44, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения, мощность 500 л. с. при 1800 об/мин 1 500 Вооружение Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1 Пушка 85 ЗИС-С-53 образца 1944 года 1 58 Пулемет 7,62 ДТМ 2 1880 Факты Страна-производитель СССР Разрабочик завод № 183 Год принятия на вооружение 1944
|