Тяжелый танк Pz VI Ausf.H "Тигр" (Sd.Kfz. 181)
PzKpfw VI «Tiger I»,
«Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны,
разработанный в 1941—1942 годах фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина
Адерса. В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской
Германии также обозначался как SdKfz 181. Впервые танки «Тигр I» пошли в
бой в августе 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно
начали применяться со сражения на Курской Дуге, использовались Вермахтом
и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент
создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди
всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943
года. Изначально танк назывался PzKpfw VI Ausf. H «Tiger», но после
принятия на вооружение одноимённого нового тяжёлого танка PzKpfw VI
Ausf. B «Тигр II» в название добавили римскую цифру «I» для отличия от
более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II».
Хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация
танка была всего лишь одна; обозначения машин раннего и позднего выпуска
PzKpfw VI Ausf. H и PzKpfw VI Ausf. E были введены сугубо в
административно-учётных целях. В советских документах танк «Тигр»
обозначался как T-6 или T-VI. Благодаря отсутствию в 1943 году у стран
антигитлеровской коалиции достаточного количества средств борьбы с
тяжёлыми танками, «Тигр I» оказал шокирующее влияние на войска СССР, США
и Великобритании, став одной из самых известных бронированных машин
Третьего рейха.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.
На
танке устанавливались двигатели May-bach HL 210P30 или Maybach HL
230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал
цилиндров - 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700
л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход
поршня 145 мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий
объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг.
Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен
двигателю HL 230РЗО танка "Пантера". Для повышения жесткости картер
этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости
коленчатого вала, то есть имел так называемую "туннельную" конструкцию.
Топливо-этилированный
бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л.
Расход топлива на 100 км при движении по шоссе-270 л, по бездорожью -
480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных
насосов Solex. Карбюраторов - четыре, марки Solex 52FFJIID.
Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По
обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с
изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на
обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и
генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе
запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность
установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур.
Трансмиссия
состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным
фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.
Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции
завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене - безвальная, с продольным
расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением
шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с
полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4
назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких
шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках.
Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для
переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая
педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия
водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу,
производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт,
включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
В
случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и
выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем.
Система смазки шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления
при сухом картере.
Картер коробки передач центрировался и жестко
соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм
передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка,
причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое
кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе.
Многодисковый
главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был
конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности
обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой
передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный -
3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе
вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При
нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра
тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с
радиусом В/2 (это стандартная ошибка М.Барятинского - при развороте
вокруг центра тяжести R=0 - В.Ч.).
Бортовые передачи -
двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические
дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой
Argus.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла
из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда.
Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые
бандажи; у всех последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи.
Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления
вооружений инженер Г. Книпкамп - активный участник проектирования целого
ряда германских бронированных машин.
Подвеска - индивидуальная,
торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков
снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.
Ведущие
колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20
зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с
металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая.
Ширина гусеницы 725 мм, шаг трака 130 мм.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники:
генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора
Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24
мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные
приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации,
аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски
пушки и пулеметов.
Конструкция танка. Компоновка танка Pz.Kpfw.VI "Тигр”
представляла собой классический вариант с передним расположением
трансмиссии.
В передней части танка находилось отделение
управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы
управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и
рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались
пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы
наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в
нишах и по стенкам размещался боекомплект. На днище танка - гидропривод
поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его
системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от
боевого перегородкой.
Корпус танка собирался из броневых листов,
соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня - катаная,
хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной
коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист
корпуса - под углом 77°, нижний - под углом 27°. Бортовые листы -
вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°. В передней части
крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и
стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на
петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор
наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое
броневым колпаком. Кормовая часть корпуса делилась на три отсека
внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при
преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в
котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки
закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки
служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние - для его
отвода.
Башня подковообразной формы - сварная, с соединением
листов в шип и вертикальными стенками из цельного гнутого листа. В
передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный
пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим
поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от
частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от
коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин
коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При
неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие
большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешенна,
что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше
устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью
смотровыми приборами.
Основное вооружение "Тигра” - пушка 8,8-cm
KwK 36, производившаяся заводом "Wolf” в Магдебурге. Ствол пушки имел
длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. Масса
пушки - 1310 кг. Вертикальная наводка: в пределах от -6,5° до +17°.
Предельная длина отката - 580 мм. Пушка уравновешивалась с помощью
специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной
частью. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет
размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На
командирской башенке позднего типа на специальном устройстве
Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет.
Танки
"Тигр” первоначально оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся
прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении
вертикального угла наведения вооружения изменялось, и положение
объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной,
что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального
угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели
2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел
1,8-кратный телескопический прицел KZF 2. Боекомплект пушки состоял из
92 выстрелов, пулеметов - из 5100 патронов.
На танке
устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 или Maybach HL 230Р45 (с
251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров -
60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при
3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход поршня
145 мм. Степень сжатия 7 (Maybach HL 210P30) и 6,8 (Maybach HL 230Р45).
Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300
кг. Следует подчеркнуть, что двигатель Maybach HL 230Р45 был практически
идентичен двигателю HL 230Р30 танка "Пантера”. Для повышения жесткости
картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в
плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую "туннельную”
конструкцию.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом
не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км
при движении по шоссе - 270 л, по бездорожью - 480 л. Подача топлива
принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов -
четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения - жидкостная, с двумя
радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные
вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков
системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув
выхлопных коллекторов и генератора.
Для ускорения прогрева
охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года
была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным
перепуском через закороченный контур.
Трансмиссия состояла из
карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом,
механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка
передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода "Zahnradfabrik” в
Фридрихсхафене - безвальная, с продольным расположением осей,
восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным
синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим
управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее
особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен,
каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка
снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения
передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного
фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал
главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию
угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а
затем плавно включал и главный фрикцион.
В случае порчи
гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного
фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки
шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом
картере.
Картер коробки передач центрировался и жестко
соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм
передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка,
причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое
кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе.
Многодисковый
главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был
конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности
обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой
передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м. минимальный -
3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе
вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При
нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра
тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с
радиусом В/2.
Бортовые передачи - двухрядные, комбинированные, с
разгруженным ведомым валом.
Механические дисковые тормоза были
разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой "Argus”.
Ходовая
часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков,
расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером
800x95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех
последующих - внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию
ходовой части разработал советник имперского управления вооружений
инженер Г.Книпкамп - активный участник проектирования целого ряда
германских бронированных машин.
Подвеска - индивидуальная,
торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков
снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.
Ведущие
колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20
зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса - литые, с
металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая.
Ширина гусеницы 725 мм, шаг трака 130 мм.
Все танки "Тигр”
оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км
телефоном и 9,4 км телеграфом. Также имелась система пожаротушения -
автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена
на панель приборов механика-водителя.
Тактико-технические
характеристики Pz.Kpfw.VI Ausf.E "Тигр" | боевая масса: | 56,9 т | экипаж: | 5 чел. | длина: | 8450 мм | ширина: | 3705 мм
| высота: | 2930 мм | клиренс: | 470 мм | вооружение: | 88-мм KwK 36 L/56, 2 x 7,92-мм MG-34 | боекомплект: | 88-мм - 92 выстрела и 7,92-мм - 4500-5700
выстрелов | двигатель: | двигатель: Maybach HL 210 P45, 12
цилиндров | мощность: | 700 л.с. | бронирование: | 25-100 мм | максимальная скорость по шоссе: | 40 км/ч | максимальная скорость по местности: | 25 км/ч | запас хода по шоссе: | 100 км | запас хода по местности: | 60 км |
Источник: http://ssam63.ucoz.ru |